Вопросы и ответы об эксплуатации и обслуживании кондиционеров

Вопросы  и  ответы
о  кондиционерах  без  мифов

Как на самом деле работают кондиционеры.  Как правильно ими пользоваться, чтобы они прослужили долго и без поломок.  Как правильно подготовиться к обслуживанию сплит-систем, чтобы оно прошло быстро и качественно.

Статьи

Другие статьи

О кондиционерах без мифов

Информация для пользователей кондиционеров
В этом разделе мы попытаемся рассмотреть (и развенчать) наиболее расхожие мифы и заблуждения о том, как работают и как надо правильно обращаться с кондиционерами. Правильно информированный пользователь в нашем деле это очень полезно)).

Постоянно доводится слышать и читать массу забавных мифов о том, как работают кондиционеры и о том, как с ними следует обращаться. Но если от простых пользователей слышать такое в общем-то неудивительно, то читать на специализированных сайтах... В общем было бы грустно, если бы не было так смешно. Понятно что простому пользователю в общем-то нет дела до всяких тонкостей, лишь бы техника работала. Правда хотя бы инструкции читать все-таки полезно, но многие ли этим заморачиваются? А вот откуда берется всякий бред на страницах профессионалов?

В основном это конечно заслуга рерайтеров-халтурщиков, которые не вдаются в смысл текстов, стянутых с чужих сайтов, переставляя слова местами или подставляя какие-то взамен. Иногда материалы пишут с чужих слов какие-то "специалисты", начавшие заниматься обслуживанием кондиционеров пару месяцев назад... Но иногда кажется, что некоторые мифы культивируются сознательно. Ну не понимают еще многие "профессионалы", что в нашем деле обманывать клиента - это рубить сук, на котором сидишь. Как раз в сфере обслуживания кондиционеров наблюдается странноватое, но хорошее явление: чем лучше заказчик понимает суть дела, тем лучше и для него, и для того сервиса, который честно делает свое дело. Так что давайте-ка этим и займемся - выясним, как же на самом деле работают и обслуживаются кондиционеры.

В этом разделе мы хотим довести до сведения уважаемых пользователей кондиционеров некоторые факты о климатической технике, знание которых было бы совсем нелишним для всех, поделиться некоторыми наблюдениями из опыта наших специалистов, дать рекомендации по эксплуатации кондиционеров, а также высказать несколько пожеланий насчет подготовки к работам по обслуживанию. С этого пожалуй и начнём.

Как правильно подготовиться к приезду специалистов по сервису кондиционеров
Подготовка к обслуживанию кондиционера
Возможно для кого-то это прозвучит комично и странно - правильная подготовка к приезду сервисного специалиста, но на самом деле за этой формулировкой кроется экономия массы времени. И времени мастера, и времени владельцев кондиционера. Ничто так не раздражает, как получасовые поиски рубильника, чтобы обесточить систему, когда впереди еще три-четыре заявки и все расписаны по часам. Да и самим заказчикам такие потери времени по-хорошему ни к чему. Особенно если приходится отпрашиваться с работы или еще как то выкраивать время для этого мероприятия

К сожалению погода — штука всё ещё плохо предсказуемая и никто в начале весны не может знать точно, насколько жарким будет летний период, а главное когда именно ударит жара. К не меньшему сожалению большинство владельцев кондиционеров наоборот — очень предсказуемы и вспоминают о том, что их спаситель от жары тоже нуждается в уходе, только тогда, когда в нем как раз появляется настоятельная потребность)).

Именно поэтому в самую жару и скапливаются такие очереди ожидающих приезда сервисного специалиста. Избежать же томительного ожидания в самое неподходящее время очень просто — надо просто позаботиться о профилактике кондиционера заранее. Так что первый совет — не ждите, когда наступит жара. К тому же в «сезон» сервисные услуги имеют обыкновение ощутимо подрастать в цене. Таким образом, заказывая обслуживание кондиционера до наступления жары, вы получаете сразу несколько выигрышей: 1) стоить это будет намного дешевле, 2) не придется долго ждать мастера, 3) гораздо проще найти наиболее удобное время для его визита.

Второй совет — он же скорее просьба: уважаемые владельцы кондиционеров — готовьте, пожалуйста, заранее рабочее пространство под кондиционером. Вам ведь наверняка не хотелось бы, чтобы специалист принимался за ваш кондиционер в раздраженном состоянии. А именно так и будет, если он в разгар сезона, имея в графике 4-5 вызовов в день, потратив час на дорогу к вам, вместо того, чтобы с ходу приняться за работу, будет вынужден еще час ждать, пока хозяева уберут из под кондиционера кучу дорогих им вещей и защитят то, что не смогли убрать, чем нибудь защитным)). Среднее расчетное время профилактических работ для обычного настенного сплита — 1 час. Исходя из этого мы строим графики разъездов наших мастеров. И согласитесь, нет ничего приятного, когда графики нарушаются. Впрочем, не стоит заранее портить себе настроение, идём дальше, отметив, что чем меньше будет потрачено рабочего времени мастера на обеспечение доступа к кондиционеру, тем качественнее и быстрее он будет обслужен.

Предохранитель питания кондиционера на распределительном щите
Не поверите, но иногда поиски предохранителя, через который запитан кондиционер, могут растянуться на недели. Особенно часто это случается, когда кондиционеры в офисном здании достаются по наследству какой-нибудь компании. И начинается эпопея по поиску ответственных и виноватых. В общем, лучше будет, если все эти поиски успешно завершатся ДО того, как приедет специалист по сервису кондиционеров, пакетники будут опознаны и промаркированы. Ведь по идее посторонние люди и не имеют права копаться в распределительных электрощитах. И были случаи, когда выезды сервисников так и заканчивались безрезультатно.

Еще один «тормоз» время от времени проявляется в различных офисных учреждениях или магазинах, часто меняющих хозяев. Это проволочки с поиском распределительных электрощитов, от которых запитываются кондиционеры. С некоторых пор уже при заказе по телефону мы просим заказчиков заранее выяснять расположение распределительных щитов и автоматических предохранителей для отключения-включения питания на кондиционер. Потому что бывали случаи, когда такие поиски растягивались даже не на часы, а на дни и недели)). А при операциях с электропроводкой по правилам вообще должен присутствовать ответственный за участок местный электрик.

Еще один совет. Если вы не знаете точно, где расположены внешние блоки ваших сплит-систем, технические люки для доступа к внутренним блокам канальных кондиционеров или к врезкам дренажных каналов в канализацию, всё это стоит выяснять заранее, а не начинать поиски тогда, когда мастер уже приехал. Неподготовленность в этом плане иногда приводит к тому, что приезд мастера заканчивается без положительного результата.

Так что напомним еще раз. 1) У любой сплит системы есть внутренний (-ние, если это мульти-сплит) и наружный блоки. Если вы не знаете, где находится внешний блок, узнайте это заранее, чтобы не тратить время в самый неподходящий момент. Помните — сплит системы заправляются на наружном блоке и самый важный узел кондиционера — компрессор также расположен именно там. Без доступа к наружному блоку невозможно полноценно обслуживать сплит-систему.

2) Иногда дренажный канал (слив воды из кондиционера) выводят не на улицу, а в канализацию. В месте врезки в неё сливного шланга или трубки обязательно делается «сифон», то есть водяной замок для предотвращения поступления запаха канализации в помещение. Иногда место врезки делается в очень труднодоступных местах. Обязательно убедитесь, что доступ к ней имеется, а если его нет или он затруднен, его обязательно следует сделать. Потому что в противном случае рано или поздно придется  столкнуться с очень неприятными последствиями в виде вытекающей из кондиционера воды или отвратительного запаха из него.

Чистка внутреннего блока канального кондиционера
Выезды на обслуживание канальных кондиционеров не пользуются большой популярностью по одной причине: никогда нельзя быть уверенным, что к их внутренним блокам обеспечен нормальный доступ. Больше половины случаев составляют вот такие проблемные, несмотря на то, что этот вопрос специально заостряется при заказе. Пользователь ведь в принципе не должен и не может обязательно иметь представление, какова степень доступности к канальнику, достаточная для нормального обслуживания. Соответственно и диспетчеру дать такое представление по телефону он не может. И проблема обнаруживается уже по приезду специалиста на место. Решить ее без разрушений интерьера иногда попросту невозможно. Так что этот вопрос из тех, которые стоит тщательно продумывать еще на стадии проектирования перед установкой кондиционера.

3) Если у вас канальный кондиционер  или фанкойл, то у них, как правило, внутренние блоки располагаются за подвесными потолками. Для нормального обслуживания этой техники положено оборудовать в потолках технические люки (если потолок не разборный). Люки должны быть правильно расположены и иметь размер достаточный для осуществления работ по обслуживанию. Если эти требования не выполняются, то сервис внутреннего блока становится затруднен или вообще невозможен. Вообще-то за этим необходимо проследить еще на стадии установки кондиционера и последующих ремонтно-строительных работ в помещении, где он установлен. Но если почему то этого сделано не было, значит надо принимать какие-то меры. Иначе ваш кондиционер будет необслуживаемым.

Еще один важнейший совет: НЕ ПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно «наощупь» разбирать кондиционер, не имея точного представления о том как он разбирается и собирается. Даже у опытных мастеров были случаи, когда возникали проблемы с незнакомыми конструкциями. В этих ситуациях очень легко попросту что-либо сломать. Особенно актуально это стало в последние годы, когда началась мода на различные изощрения в дизайне. Хотя базовые принципы компоновки внутренних блоков остаются неизменными многие десятилетия, всевозможные украшательства и футуристические «навороты» иногда делают крайне затруднительной разборку блока незнакомой новой модели. Особенно отличаются в этом плане китайские производители. Они компенсируют низкое качество материалов из которых делаются комплектующие, броским навороченным дизайном, который в свою очередь делает обслуживание кондиционера очень неудобной процедурой. Там, где у «Хитачи» достаточно открутить всего два винта (и потом при сборке кожух блока как влитой спокойно встает на место) в китайском кондиционере надо открутить уже два десятка винтов, но зато у вас на передней панели будет много разноцветных огоньков. Впрочем иногда подобным балуются даже и признанные гранды климатической техники. Но у китайцев ведь еще и пластик хрупкий. Ломается на раз, а после разборки некогда прямые детали становятся «волнистыми»…Не будем больше углубляться в эту тему, просто повторим: НЕ СТОИТсоваться в воду, не зная броду)).

Как иллюстрация пример из нашей практики. Приехал к заказчику мастер. Нормально сделал профилактику, заканчивал уже работу, закручивая защитную крышку на наружном блоке, как вдруг… Одному богу известно, чего хотел и о чем думал заказчик, когда зачем-то сунул отвертку прямо в работающий вентилятор внутреннего блока. Разумеется все лопасти (довольно хрупкие в общем то для подобных экспериментов) дружной кучкой осыпались на пол. Всё. Но вопрос до сих пор так и не дает покоя: ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО он это сделал? Конечно, купили и поставили потом новую турбину, благо модель была не слишком старая (а то бы замену попросту не нашли). Но, как вы сами понимаете, все то время пока её заказывали, доставляли и меняли, товарищ сидел без кондиционера. Плюс заплатил естественно ощутимую сумму дополнительно. Так что прежде чем сунуться с отверткой к своему кондиционеру еще раз подумайте: уверены ли вы?))

Универсальный пульт дистанционного управления для кондиционера
Кстати, если потерялся или сломался "родной" пульт, не проблема приобрести универсальный в ближайшем магазине, торгующем пультами. Стоит он в пределах 1000 рублей. К нему прилагается инструкция и коды настройки для сотен различных моделей кондиционеров практически от всех марок, представленных на рынке. Процедура настройки занимает несколько минут, после чего все важные функции кондиционера будут снова доступны. Не заработают скорее всего всяческие "экзотические" или "навороченно-маркетинговые" фишки, но большинство пользователей прекрасно обходится и без них, а зачастую даже не подозревают о их существовании.

И последнее важное пожелание-просьба к уважаемым пользователям: при заказе обслуживания старайтесь, пожалуйста, по-возможности как можно более полно и достоверно описать состояние вашего кондиционера. Я уже приводил пример в другом разделе, но повторю его здесь для наглядности.

Достоверный случай из личной практики ( что забавно, он был такой не один, подобные ситуации время от времени случаются и похожи, как близнецы). Звонит женщина, заказывает профилактику настенного кондиционера, при этом утвердительно отвечает на вопрос, действительно ли кондиционер исправен и проверялось ли это тестовым включением (типа "Да-да, конечно, я сама все включала и проверяла"), но по приезде обнаруживается, что кондиционер включить невозможно, так как пульт… не сломался даже, а просто потерялся. Вопрос — а откуда тогда была уверенность в работоспособности кондиционера?). Ну, на самом то деле на такие случаи мастерам полезно иметь с собой универсальный пульт, подходящий практически ко всем кондиционерам, но… Иногда его может и не быть. Ну к примеру на предыдущем заказе слезно просили его продать и мастер не устоял, а новым пока не обзавелся)) Согласитесь, ситуация щекотливая.

Так что не стоит вводить в заблуждение диспетчера при заказе) Никаких выгод от этого получить не получится). Будем взаимно корректны и уважительны друг к другу.